03.09.2013

Аэрополис на пути из Москвы в Петербург

1 Современные городские агломерации и высокотехнологичные кластеры «нанизываются» на скоростные автомобильные и железнодорожные коридоры. Подмосковные Химки уже сейчас развиваются по такому сценарию. Олег Шахов, глава администрации города Химки Концепция развития агломераций вокруг крупного городского образования переживает кризис масштаба. До определенного момента совершенствование транспортной инфраструктуры позволяет решать проблему пересечения и обхода центра, но в какой-то момент это становится невозможным при любых капиталовложениях и технологиях. Один из вариантов развития агломерации — создание ближних и дальних городов- спутников, именно по такому пути шли во многих странах с середины прошлого века. Однако частичная разгрузка центра не отменяет факта его существования и невозможности остановить рост перегрузки. Параллельно полицентричной модели агломерации развивалась концепция вытянутой модели, когда строительство новых жилых кварталов, промышленных предприятий и научно-технологических центров предлагалось вдоль скоростных трасс. В одном из давних проектов предсказывалось появление единого городского пространства между Москвой и Петербургом вдоль соединяющей их автотрассы. Сегодня сама жизнь выбрала эту концепцию развития вне зависимости от желания проектировщиков. Появление скоростных автомобильных и железнодорожных трасс лишь усилило тенденцию, способствуя появлению глобальных «главных улиц», вдоль которых строились города. Квалифицированные рабочие и научные кадры находятся, в основном, в крупных городах. Скоростные трассы позволяют комфортно доставить их за сотни километров. Яркий пример — французский технопарк Futuroscope, специализирующийся на аудиовизуальных технологиях. На 2 тыс. га Футуроскопа расположились 224 предприятия (свыше 6 тыс. рабочих), 13 научно-исследовательских лабораторий, технические вузы. При этом многие работники каждый день ездят сюда из Парижа, что вполне возможно, скоростной поезд преодолевает четыреста километров за 1 час 37 минут. В Японии вдоль линии скоростной дороги Shinkansen сконцентрировались большинство наукоградов и центров высоких технологий. Резкое сокращение транспортных издержек позволило дать импульс деловой и научно-технической активности в прилегающих к дороге районах. Со строительством скоростной автотрассы Москва-Петербург и высокоскоростной железной дороги подмосковные Химки становятся естественной площадкой для механизмов развития территорий высокой транспортной доступности. Учитывая, что Химки лежат между Москвой и международным аэропортом Шереметьево, мы говорим о создании уникальной концепции аэрополиса. В новом аэрополисе российская наука и промышленность будет тесно сотрудничать с мировыми технологическими лидерами. Администрация Химок добивается присвоения городу статуса наукограда.  Научный потенциал города огромен, город  является крупным центром научно-промышленного производства и подготовки кадров. На территории округа расположены «НПО им. С.А. Лавочкина», «НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко», МКБ «Факел» им. Академика П.Д. Грушина, космический факультет МАИ, аэрокосмический техникум и другие организации подобного рода деятельности. Рядом в Долгопрудном расположен знаменитый Физико-технический институт. Территориальный кластер "ФИЗТЕХ-XXI" и участие в нем Химок нашли отражение в программных мероприятиях развития городского округа в статусе наукограда. Мы имеем значительный потенциал для участия в программах кластера в качестве научно-производственной площадки. На территории округа находится Центр Высоких Технологий  ХимРар, который занимает ведущие позиции на российском рынке наукоемких исследований в области доклинической и клинической разработки инновационных лекарств и предоставляет широкий комплекс продукции и услуг для крупнейших отечественных и международных фармацевтических компаний. Также за Шереметьево находится известный во всем мире центр российской электроники - Зеленоград, с которым взаимодействуют предприятия округа Химки. Концепция линейной агломерации вдоль скоростных транспортных коридоров во многом упраздняет понятие «центра города», меняя его на зоны удаленности от трассы. Ближе к трассе за зеленым барьером находятся жилые дома и социальная инфраструктура, дальше ближняя зона отдыха, потом промышленные предприятия, за ними дальняя зона отдыха и сельскохозяйственные предприятия. При таком построении агломерации миграция вдоль транспортных коридоров дополняется миграцией поперек транспортных коридоров, снижая нагрузку на транспортную инфраструктуру. И еще одно очень важное обстоятельство. Упразднение географического центра подталкивает к упразднению чрезмерной управленческой централизации. Единая агломерация разбивается на самостоятельные и равноценные по всем параметрам территориальные образования. Можно привести опыт той же Франции, где правительство Миттерана в 1982 г. издало знаменитый закон о децентрализации. Отныне экономические районы становились полностью самостоятельными во всех областях экономики и социальной жизни. Государство брало на себя лишь роль наблюдателя и распределителя бюджетных средств. Этот закон привел к всплеску деловой активности в районах, ранее целиком зависевших от центра. Изменение концепции построения городских территорий с полицентрической на продольную вдоль скоростных трасс — объективный процесс. Администрация Химок ставит своей задачей максимально использовать его преимущества в тесном сотрудничестве с правительствами Московской области и столицы. Скоро то время, когда прилетающим в Шереметьево бизнесменам и ученым не нужно будет стремиться попасть в Москву, они смогут решить свои задачи не пересекая МКАД, в аэрополисе Химки. «Российская газета» от 30.08.2013 г.  


Федерация фехтования Управление проектами Зиновьевский клуб Гуманитарный мир БК Химки Научная и преподавательская деятельность Статьи и интервью Фотогалерея Архив Научные труды